Сегодня мы хотим рассказать вам об одной из таких семей.
Школу приемных родителей Благотворительного фонда «Родительский мост» Александра с Владимиром закончили семь лет назад.
«Мы помолились, решили, что берем детей, - вспоминает преподаватель СПбГУ и директор воскресной школы Александра Коваль-Зайцева.
Решение стать приемными родителями было очень взвешенным, осознанным. Свои трое – два сына и дочь – уже выросли, младшему было в ту пору уже 14 лет. Александра и Владимир хотели взять в семью ребенка с нарушением зрения, использовать свой опыт воспитания.
Их дочь Ольга научилась жить с таким недугом – девушка окончила школу с золотой медалью, СПбГУ с красным дипломом. Потом уехала учиться за рубеж и ныне абсолютно самостоятельна.
Но получилось так, что вначале в семье оказалась африканская девочка Лионетта. Ей было почти пять лет. Вскоре малышку, не умевшую говорить и контактировать с внешним миром, должны были перевести из дома ребенка в специальный детдом. Надо было срочно найти для неё семью, в приюте она бы не выжила.
Директор «Родительского моста» Марина Левина, узнав, что семья готова взять на воспитание ребенка с особенностями здоровья, посоветовала Коваль-Зайцевым познакомиться с Лионеттой. Супруги приехали в дом ребенка вместе с младшим сыном Алешей. Он сел за фортепиано в зале, начал наигрывать какую-то мелодию. Девочка не кричала, прислушалась, а потом пошла и к Леше, и к Александре на руки.
Мама Лионетты родом из Судана и закончила Первый медицинский, папа – из Сьерра-Леоне, выпускник Горного. Их брак не был зарегистрирован, поэтому мама не могла привезти ребенка в свою страну.
Несмотря на то, что она всегда хотела быть вместе с дочкой, вопросы продления визы заставляли её покидать Россию. В один из таких вынужденных отъездов в Судане произошел военный переворот, вернуться вовремя она не смогла. Лионетта оказалась в доме ребенка.
При устройстве девочки в семью непременным условием было содействие возвращению кровной маме. Она стремилась сделать все, чтобы восстановиться в родительских правах. Для этого просто не хватало времени. Ожидалось, что в течение полугода всё разрешится.
Пока шли переговоры об опекунстве Лионетты, Александре рассказали о сложной судьбе девочки с нарушением зрения из псковского детдома.
Коваль-Зайцевы решили, что этот ребенок и есть ответ свыше на просьбы о приемном родительстве. Так в семье оказалось двое очень непростых детей.
Лионетта ни с кем не общалась. Она часто истошно кричала, бегая по квартире, засыпала в кроватке только сидя, контролируя чтобы никого не было рядом.
Прошли обещанные полгода, и год, и полтора, но забрать малышку мама так и не смогла. Пришлось включаться в жизнь ребенка по полной программе. Психиатры установили у Лионетты расстройство аутистического спектра. Причем, уточнённый диагноз звучит так:"категорическое избегание требований".
Это усугубляется ещё и тем, что в первые три года жизни с ней не говорили по-русски. В семье Лионетта живёт семь лет, и только сейчас она начала получать удовольствие от общения с близкими.
Следующий шаг - научиться общаться с другими людьми. Аутисты могут это освоить с помощью поведенческого терапевта, услуги которого предлагают лишь частные клиники. Лионетта вскоре после начала занятий стала пользоваться пиктограммами для ответов на вопросы, для выбора определенного действия или просьбы - это был настоящий прорыв!
Постепенно набор картинок увеличивался, и она научилась составлять из разных карточек подобия предложений.
Со временем девочка освоила планшет с программой альтернативной коммуникации. У неё получается строить предложения из отдельных слов-картинок, запоминать стихи, собирать пазлы.
Всё же общение с техникой по заданной схеме намного легче, чем с людьми. Поэтому Лионетта очень быстро освоила игру "говорящий Том" и научилась пользоваться умной колонкой.
Для выстраивания коммуникации с людьми явно требуется какое-то общее дело или увлечение. Хороший результат получился на пробном занятии на барабанах, генетика проявилась отлично! Увы, но такие терапевтические уроки возможны только дома.
Индивидуальные особенности ребенка исключают групповую работу.
С Кариной тоже оказалось совсем не так, как планировали.
«У нее был характер кукушонка, она хотела маму только себе, и ни с кем не делиться», - вспоминает мама.
Александра говорит, что без сопровождения БФ «Родительский мост» они бы не выдержали: «Постоянная психологическая поддержка, объяснение того, что происходит с детьми и с нами».
У приемных детей, переживших опыт сиротства, нет опоры в родителях, но есть ощущение, что их предали, от них отреклись.
Прошло пять лет после появления Лионетты и Карины в семье. Однажды девочки с мамой переходили Невский, и вдруг – резкий звук тормозов, машина едва успела отвернуть.
«Девчонки бросились ко мне, прижались, ища защиты, а ведь раньше никогда ко мне не бежали, - вспоминает Александра. – Пять лет прошло после того, как они появились в семье. Пять лет»!
Карина учится в школе имени Карла Грота для слепых и слабовидящих детей, занимается спортом. Когда мы беседовали, девушка принесла все свои спортивные награды – тяжелую связку золотых и серебряных медалей.
Карина занимается плаванием и голболом – это командный вид спорта для людей с нарушением зрения.
Впереди ещё два школьных года. Мотивация к учебе и уверенность в собственных силах появились вместе с мечтой получить специальность дефектолога. И действительно, у неё к этому есть призвание.
Не так давно Карина освоила ноутбук для школьных занятий. Это очень помогает в ее образовательном процессе, но далеко не достаточно.
Для того, чтобы пользоваться современными образовательными продуктами человеку с ограниченными возможностями необходимо применять специальные ресурсоемкие программы, которые требуют высокого уровня компьютерной техники.
Эти программы загружают компьютер параллельной работой со всеми остальными задачами. Тривиальной читалки уже не хватает, нужны приложения, которые озвучивают весь процесс работы с ПК.
Понятно, что с ноутбуком по улице не походишь, нужна другая поддержка. Задача решается покупкой говорящих очков "Поводырь".
Разработаны программы для телефонов подстроенных под нужды слепых людей, необходимо только купить определенную марку аппарата - это тоже в планах.
Сейчас девушке 18, родители уверены, что она вполне сможет в будущем жить самостоятельно.
Девочки невероятно привязаны друг к другу и ощущают себя сестрами. Лионетта учится в коррекционном классе той же школы.
«Источник ее стабильности - это Карина, - говорит Александра, - а будущее Лионетты – предмет нашей усиленной молитвы».
Присоединяйтесь к нашей акции в сети ресторанов BAHROMA до 30 июня. На средства, собранные от продажи напитка, будет приобретено необходимое для адаптации сестер Коваль-Зайцевых оборудование, а также на реабилитационную программу для социализации Лионетты.
Спасибо, что даете шанс на полноценную жизнь детям!
Отдел развития фонда "Родительский мост" поддерживает БФ Владимира Потанина в рамках конкурса "Точка опоры" благотворительной программы "Эффективная филантропия".