Истории семей
История семьи Б.
История семьи С.
История семьи К.
Первичное обращение. Определение потребности в терапии.
Семья обратилась в Фонд в марте 2007 года – пришли вместе на первичный прием.
После первичного приема были направлены специалистом по социальной работе к психотерапевту для прояснения мотивации и индивидуальной работы, на это были причины, с которыми оба кандидата согласились и имели желание их прояснить.
Диагностика Анализ ситуации.
По результатам консультирования и оценки прояснились проблемы, связанные с мотивацией приемного родительства, семейными отношениями, проблемы, связанные с воспитание кровного ребенка.
Мотивация на момент обращения, была незрелая и неконструктивная:
инициатором обращения была супруга, которая дала обещание Богу, что если ЭКО, сделанное ею завершится благополучно, и она родит ребенка, то впоследствии они возьмут приемного. На момент обращения их дочери было около 2,5 лет, мама очень за нее тревожится и переживает. Отец во всем соглашается, он всегда хотел много детей, но понимает, что рожать своих для них рискованно.
Мама А: 36 лет по профессии врач узкой специальности, которую знает досконально. Но остальная медицина, особенно педиатрия, для нее источник волнений и тревог, особенно, если касается ее или ребенка. После родов много помогала бабушка, они вместе ухаживали за ребенком. Когда ребенку исполнилось 1 г. 2 мес. мама вышла на работу, теперь с ребенком сидит бабушка. В настоящее время у них частые конфликты, касающиеся воспитания. Мама очень авторитарна и считает что А недостаточно выросла, делает ей замечания, и А попала от нее в зависимость.
Отец В: 49 лет, уроженец маленького городка, предки его работали на земле. Сам он строитель. Старше жены на 13 лет, рассудительный, надежный, добрый, отзывчивый целеустремленный, щедрый, принимающий. Очень любит членов семьи и готов выполнить любое их желание. Остро переживает неудавшееся ЭКО.
Состоит в браке на момент обращения 8 лет.
Ребенок на момент обращения был обследован. Девочка эмоциональная, артистичная, веселая, но эгоцентричная, привыкшая, что родители и окружающие по первому ее требованию выполняют любое ее желание. На момент обращения находилась в начале проживания кризиса трехлетнего возраста.
После встречи было принято решение о необходимости терапевтической работы по осознанию мотивации, подходов к воспитанию ребенка и отношений с бабушкой, которые были причиной тревог и переживаний А., на что уходило много сил и времени.
Была начата индивидуальная работа с А. – в основе осознания лежали гештальт подходы. Работа с осознанием чувств, выделением приоритетов, пониманием истории всей жизни и осознанию своего поведения. Были выявлены следующие психологические проблемы А.: неуверенность в себе, стремление всегда быть достойной похвалы и радовать всех, причина лежала в модели родительских взаимоотношений с матерью, которые были дисфункциональны. А. не принимала свою мать, единственным ее желанием было не стать похожей на нее.
Планирование и осуществление терапевтической деятельности.
После выявления проблем был согласован план семейной и индивидуальной терапии. Работа была направлена на осознание и принятие своих родителей такими, какие они есть, на открытое выражение своей любви и уважения, а не соперничества, тревоги и обиды.
Была проведена коррекция отношений к воспитанию ребенка с акцентом на то, что бабушка будет заниматься им минимально. А. больше стала уделять времени и внимания дочери. Стратегии воспитания изменились, дочь перестала занимать место кумира семьи. Родители осознали, что их дочь проживает кризис 3 лет, нуждается в их поддержке уважении, терпении и внимании. Была осознана невозможность размещения приемного ребенка, близкого по возрасту в момент проживания кровной дочерью возрастного кризиса. Было разъяснено и доведено до осознания, он должен быть младше их дочери.
Также проводилась работа с тревогами и утратами. А. пережила много выкидышей и ее мучило чувство вины перед невыношенными детьми.
Установочный тренинг.
В сентябре 2007 года семья была направлена на установочный тренинг.
В заключение тренеров была отмечена активность и открытость родителей, осознанность мотивации. Родители были направлены на прохождение подготовки перед Школой принимающих родителей.
Подготовка, оценка готовности семьи взять на воспитание приемного ребенка. Завершение терапии.
Подготовка перед школой, оценка готовности семьи продолжалась 3 месяца. Специалист по социальной работе и психотерапевт совместно завершали терапевтическую работу.
После комплексной оценки в совместно подписанном заключении семья потенциальных замещающих родителей была признана специалистами и кандидатами здоровой и функциональной, готовой к воспитанию приемного ребенка. Среди рисков были отмеченных не до конца сформированные детско-родительские отношения у А. с матерью. Среди ресурсов были отмечены зрелая мотивация, желание развиваться, отсутствие жестких установок при решении проблем, ответственность, порядочность, готовность сотрудничать, опыт воспитания кровного ребенка.
Обучение в школе для замещающих родителей.
Работа в сфере детско-родительских отношений, а также работа по подготовке кровного ребенка к размещению в семью ребенка из детского дома продолжалась на протяжении всей Школы. Эту работу совместно вели специалист по социальной работе, который сопровождал семью на протяжении обучения в Школе, получал обратную связь при прохождении различных тем, и психотерапевт.
По окончании Школы в рекомендациях было указано на риски, связанные с невозможностью размещения ребенка до завершения адаптации кровного ребенка в детском саду. Также был отмечен риск отсутствие принятия идеи об усыновлении со стороны родителей А..
Школа была закончена в конце декабря 2007 года.
Размещение приемного ребенка было отложено до лета в связи с проживанием кровным ребенком возрастного кризиса.
Оценка полученных результатов.
Работа с матерью продолжалась около 20 встреч, семейная терапия около 15.
Психотерапевтическая работа с семьей продолжалась 9 месяцев до Школы и параллельно со школой и еще 3 месяца после нее, и фактически была закончена к марту 2008.
На фоне терапии многое изменились в позитивную сторону:
• отношения в семье – в частности с матерью и с отцом А. – они не возражали против приемного ребенка, понимая и принимая, что их дочь может принимать самостоятельные решения и за них нести ответственность.
• сама мама стала увереннее и рассудительнее, стала понимать причины поведения своей дочери и у них стали очень теплые и принимающие отношения, исключающие манипуляцию.
• отец научился выражать свои чувства и осознавать те моменты, когда их с женой поведение непоследовательно, и негативно влияет на дочь
• прошло чувство вины и ведущей мотивацией стало желание помочь ребенку при наличии ресурса.
• выросла самооценка А., и она стала больше ориентироваться не на оценки матери, а на взаимодействие с мужем и разделение ответственности.
• девочка успешно прошла кризис трех лет и пошла в детский сад, в котором достаточно долго адаптировалась около 9 месяцев, но благодаря последовательности и терпению родителей и отчасти семейной терапии все прошло позитивно
• кровная девочка была подготовлена к принятию ребенка с учетом ее личностных особенностей
Сопровождение родителей на этапе размещения ребенка в семью.
Родители начали процесс размещения летом 2008 года. Были собраны документы, подготовлен дом к появлению еще одного ребенка, А. договорилась об отпуске за свой счет. Ребенок был найден по фотографии в Региональной базе. Родители взяли направление и познакомились с девочкой 5 лет. После знакомства у родителей осталось чувство, что это не их ребенок, тем более они понимали, что появление старшего приемного ребенка в семье негативно отразиться на эмоциональном состоянии кровной дочери. Появилось желание помочь в семейном устройстве этой девочки. Родители поучаствовали в поиске замещающих родителей. Ребенок был размещен в семью, которая его приняла.
На сайте Ломоносовского дома ребенка родители нашли фотографию 2,5 летней девочки. Мама девочки не занималась ее воспитанием и была лишена родительских прав. Девочка несколько месяцев находилась в Доме ребенка. Две недели родители вместе с кровной дочерью посещали девочку в доме ребенка. При обследовании у девочки стали подозревать туберкулез. А. легла с девочкой в больницу, это не остановило ее решения о размещении. Специалисты проекта поддерживали семью при размещении ребенка, консультировали по вопросам развития приемного ребенка, реабилитации и лечения. Особенно много внимания уделялось взаимоотношениям кровного и приемного ребенка в семье. В августе 2008 приемная девочка была размещена в семью.
Сопровождение замещающей семьи после размещения.
План сопровождения семьи составляется после анализа ситуации:
- анализа рисков и ресурсов семьи в настоящий момент
- анализа рисков, которые были обнаружены во время размещения ребенка (с учетом или без учета рекомендаций специалистов был размещен ребенок, каким образом было принято решения, было ли оно совместным, страхи и опасения, понимание потребностей ребенка, наличие неоправданных ожиданий)
- готовность социального окружения семьи к размещению приемного ребенка
- особенности развития, состояния здоровья, личностного развития, истории жизни приемного ребенка
После размещения мама и папа находились с девочками на даче, и адаптация проходила удачно. Папа после отпуска вышел на работу, мама по окончании проживания на даче находилась с девочками дома, бабушку привлекала нечасто, девочки нашли между собой общий язык.
Психотерапевт постоянно консультировал родителей во время первичного адаптационного периода в семье, посещал семью на дому. Ситуация осложнилась тем, что специалист по социальной работе, сопровождавший семью, по семейным обстоятельствам был вынужден уйти в отпуск за свой счет. В октябре родители, которые вместе с А.и В. проходили обучение в Школе, вместе с приемными детьми приехали к ним в гости. На встрече присутствовали тренеры, которые вели обучение. Можно было наблюдать детей во взаимодействии друг с другом и с родителями.
В настоящее время дети хорошо развиваются и взаимодействуют друг с другом, посещают детский сад до половины дня. Отношения между членами семьи теплые и поддерживающие.
Если говорить о процессе адаптации детей, то он проходит хорошо и на редкость быстро. Родители прекрасно понимают психологическое состояние и особенности обеих девочек. Им уделяется индивидуальное количество внимания, и именно такого, которое поддерживает их, давая ресурс для развития. Понимая особенности развития Саши, первый месяц отец и мать были дома максимально, уделяя внимание девочкам, и если надо занимались ими в отдельности. Саша, кровная дочка, в первый месяц часто болела: бронхит, ринотрахеит, грипп с энтеритом и мама уделяла ей максимум внимания, в то время как отец был с Юлей. Бабушка и дед привыкали к девочке постепенно, их отношения сначала ухудшились. Сейчас их отношения постепенно улучшаются. Очень важно то, что в этот раз приемная мама не была заложницей ссоры родителей, не была буфером, и не мирила их ценой своего эмоционального состояния. Приемные родители не спорят по поводу стратегий воспитания, ведут себя творчески и гибко, активно используют полученные при обучении знания.
Девочки были обследованы психотерапевтом в первые 2 недели дома, были даны рекомендации по реабилитации и рекомендованы оптимальные занятия по изучению окружающего мира, развитию эмоциональной сферы, улучшению телесного контакта и построению взаимодействия.
Обсуждались подробно вопросы, как поступать в случаях конфликта между девочками, что покупать и одинаковое ли, что делать, если они меняются игрушками, в какие игры играть, надо ли чтобы они играли все время вдвоем. Родителям были разъяснены особенности Юли. На начало адаптации Юля не нуждалась в особой программе, необходимо было соблюдение ее режима, так как она быстро уставала, коррекция питания и движения. Далее семья посещалась 2 раза в месяц в октябре, ноябре при частом общении по телефону. Семья живет за городом и уезжает на дачу каждую пятницу до понедельника. А. звонила часто: посоветоваться, правильно ли она поступает, ее волновало, что стиль воспитания двух детей отличается, от ее подходов к воспитанию Саши, когда она была в семье одна. В октябре дети приехали с дачи и посещали развивающую группу, планируя подготовку к посещению детского сада для Юли. Сейчас конфликтов между детьми почти нет, но Саша хочет, чтобы Юля подчинялась, но та настаивает на своем способе игры. Родители помогают конструктивно разрешить ситуацию. В семье между родителями нарушений нет, они поддерживают и развивают друг друга.
Это только начало пути, но он пройден вместе родителями и детьми успешно при поддержке специалистов проекта. В конце ноября семья была передана на сопровождение специалисту проекта.
История семьи Б.
Первичное обращение. Определение потребности в терапии.
Обратились в Фонд самостоятельно, пришли вдвоем на первичный прием в июне 2007 года. На первичном приеме специалист обратил внимание на то, что потенциальные родители ничего не сообщили родственникам о своем желании взять приемного ребенка. Потребности в работе с психотерапевтом выявлено не было. Были приглашены на Установочный тренинг.
Установочный тренинг.
В июне 2007 года семья была направлена на установочный тренинг.
В заключении тренеров была отмечена активность и открытость родителей, зрелость мотивации. Родители были направлены на прохождение подготовки перед школой замещающих родителей.
Подготовка, оценка готовности семьи взять на воспитание приемного ребенка.
В процессе подготовки были выявлены проблемы с детско-родительскими отношениями у будущей приемной мамы У., она вела себя тревожно, при обсуждении определенных тем были проблемы с установлением контакта.
У. была направлена на консультацию психотерапевта, так как будущая мама вела себя закрыто и непоследовательно, переживала и испытывала трудности в общении.
Семья на момент обращения состояла из 2х человек
Потенциальная принимающая мама У.: 32 года, учитель немецкого языка по образованию, эмоциональная, рассудительная, методичная, настойчивая, тревожная, добрая. Имела много трудностей в общении со всеми людьми, кроме учеников. Трудности заключались в том, что ей казалось, что все ее не ценят и осуждают за что-то. Поэтому она не испытывает доверия к окружающим. Долго строит отношения.
Потенциальный принимающий отец В.: 31 год, работает администратором компьютерных сетей, спокойный, рассудительный, умный, творческий, терпеливый, креативный, упорный в достижении своей цели, скрытный, интроверт.
На момент обращения их отношениям 7 лет, из которых 5 лет они состоят в браке.
Было решено продолжить подготовку к школе, параллельно занимаясь с психотерапевтом и специалистом по социальной работе.
Сначала была проведена работа с самой У. – около 15 встреч с психотерапевтом по сформированным ей запросам в важной для нее самой последовательности.
1. Работа по осознанию себя и своих эмоциональных реакций и причин своего поведения.
2. Работа с выражением чувств и обучению их принятию и конструктивному осознанию.
3. Отношения с мамой и принятие ее – прощение обид и формирование доверия к матери и свекрови.
4. Работа с женским началом и отношением к мужу как к мужчине.
5. Работа по принятию диагноза, который не позволяет иметь мужу детей.
После проработки этих проблем и закрепления позитивных достижений стало возможно проведении семейной терапии, так как в браке У. соперничала с мужем, что вызывало у него сопротивление. В. проживал кризис среднего возраста, эти обстоятельства могли привести к разводу. 22 встречи семейной системной терапевтической деятельности были необходимы, чтобы разрешить кризисную ситуацию и укрепить семейные отношения.
Одновременно специалист по социальной работе занимался подготовкой семейной пары к обучению в Школе. По результатам изучения личных и семейных рисков и ресурсов семьи были выявлены следующие ресурсы :
Теплые отношения между супругами
Милосердие
Готовность учиться
Творческий подход
Терпение
Умение слушать
Были выявлены риски:
Негативные отвергающие отношения У. с матерью
Недостаток доверия к людям у У.
Сниженная самооценка у У.
Социальное окружение не знает об их решении
Обучение в школе для замещающих родителей.
Школу семья проходила в апреле-июне 2007 г.
По результатам обучения в Школе родителям были даны следующие рекомендации:
Продолжить работу с рисками со специалистом по социальной работе и психо- терапевтом.
У. было предложено поработать с непроработанными детско-родительскими отношениями, с пониженной самооценкой, установлением доверительных отношений с миром и людьми.
В. было предложено поработать с желанием настаивать на своем любой ценой, было предложено поддерживать жену во время прохождения терапии.
Оценка полученных результатов.
Терапия была до обучения в школе, во время и после обучения, всего она длилась около 1,5 лет.
По результатам терапевтической деятельности была отмечена положительная динамика:
У. изменилась и внутренне и внешне – у нее улучшились отношения с окружающими, меньше времени и сил стало уходить на то, чтобы защищаться. У. сформировала свой внутренний стержень, обрела уверенность и стала получать удовольствие от своего внутреннего развития, стала более женственной. В рабочем коллективе улучшились взаимоотношения.
Стали конструктивными отношения с мамой и свекровью. В семье появились роли, понятные обоим, и ожидания стали соответствовать возможностям. Супруги стали понимать и осознавать чувства друг друга, приняли сильные и слабые стороны друг друга. Обрели уверенность, но не за счет манипуляции и соперничества друг с другом, а за счет конструктивного взаимодействия.
Социальное окружение знает об их решении взять приемного ребенка.
Сопровождение родителей на этапе размещения ребенка в семью.
В июне 2008 года начат процесс подготовки к размещению ребенка. Семья посмотрела по направлению Лужских органов опеки ребенка 9 месяцев. Он был отказной от рождения, родился с врожденной патологией – расщелиной верхней губы. Был в раннем возрасте прооперирован. У мамы ребенка это вторые роды, первый ребенок также усыновлен. Семья У. и В. готова общаться с приемной семьей старшего брата их ребенка.
Во время размещения ребенка сразу же была разработана программа реабилитации ребенка, так как ребенок отстает в развитии, нуждается в дальнейшем в помощи логопеда и пластической операции носа. Также необходим курс массажа, лечебная физкультура.
Сопровождение замещающей семьи после размещения.
План сопровождения семьи составляется после анализа ситуации:
- анализа рисков и ресурсов семьи в настоящий момент
- анализа рисков, которые были обнаружены во время размещения ребенка (с учетом или без учета рекомендаций специалистов был размещен ребенок, каким образом было принято решения, было ли оно совместным, страхи и опасения, понимание потребностей ребенка, наличие неоправданных ожиданий)
- готовность социального окружения семьи к размещению приемного ребенка
- особенности развития, состояния здоровья, личностного развития, истории жизни приемного ребенка
Ребенка семья взяла в июле 2008 г. – мальчик 1 год 2 мес. Семья сопровождается специалистом по социальной работе и психотерапевтом.
Два месяца родители находились вместе, привыкая к нему и уделяя ему максимум внимания. Они понимающие и ответственные, творческие и думающие родители. В настоящее время посещают с ребенком группу ранней социализации. Отец вышел на работу, мама находится с ребенком. Процесс адаптации происходит хорошо. Ребенок быстро компенсировал задержку в познавательной сфере, которая была около 2 месяцев, проявляет любопытство и интерес к окружающим, сейчас активно формирует привязанности: знает своих и чужих, накопил опыт игры и с удовольствием играет, понимает и чувствует родителей, а они в ответ его. Наряду с активным занятиям с ребенком, родители уделяют время общению между собой. Семейные отношения развиваются.
Ребенок был обследован психотерапевтом в первую неделю, были даны рекомендации по основным параметрам развития и разъяснены особенности ребенка. Даны координаты массажиста, ортопеда, специалиста ортодонта, так как эти специалисты были нужны. Даны рекомендации по организации пространства, игры и ухода, режима дня. Далее были контакты по телефону с психотерапевтом и личные со специалистом по социальной работе.
Повторно осмотр психотерапевта был произведен через 1 месяц – динамика развития ребенка и адаптации его в семье позитивная. В настоящее время 1 раз в неделю семья продолжает посещать группу ранней социализации. Консультируются по телефону, но проблем почти нет. Они испытывают радость и удовлетворение от родительства. Мать У. проявляет интерес к ребенку и пытается поддержать дочь, их отношения улучшились.
История семьи С.
Первичное обращение. Определение потребности в терапии.
Семья обратилась в Фонд в феврале 2008 года с желанием усыновить ребенка и пройти обучение в Школе потенциальных родителей. Специалиста насторожило желание быстро начать обучение, явных противопоказаний для подготовки не было выявлено. Было принято решение начать подготовку к ближайшей Школе без установочного тренинга.
Установочный тренинг.
Не был пройден семьей, так как он прошел недавно, и новая группа не была сформирована.
Подготовка, оценка готовности семьи взять на воспитание приемного ребенка.
Семья начала готовиться специалистом по социальной работе к ближайшей Школе замещающих родителей.
На момент обращения в составе семьи было 5 человек: муж, жена, 3 года состоят во втором браке и дети жены от первого брака – мальчик 19 лет, когда они обратились, служил в армии, и девочка 17 лет.
Отец В.: 41 год, имеет среднее специальное образование- краснодеревщик. В настоящее время работает на производстве, на конвейере. Спокойный, уравновешенный, вдумчивый, порядочный, рассудительный, принимающий.
Мама Н.: 36 лет, имеет среднее образование, работает в торговле. Эмоциональная, открытая, быстрая, трудолюбивая, терпеливая, ответственная.
Дочь обучается в училище, по профессии парикмахер. Отзывчивая, быстрая, эмоциональная, добрая, вежливая, поддерживала решение родителей. Формирует отношения с отчимом.
Мальчик служил в армии, но демобилизовался раньше по причине нарушения состояния здоровья в марте 2008.
Мать матери 59 лет, на пенсии, но работает. Инженер, 1,5 года назад потеряла супруга и находилась в стадии проживания утраты на момент обращения, решение об усыновлении поддерживала формально.
Семья занимает отдельную четырехкомнатную квартиру места всем достаточно, позицию главы семьи на момент обращения занимала Н..
После первичного приема была начата обоюдная подготовка к Школе, включающая в себя анализ состояния семьи и дальнейшее формирование мотивации приемного родительства.
Подготовка проводилась специалистом по социальной работе и психотерапевтом: семья была расценена как функциональная, ресурсная, направленная на воспитание детей и имеющая теплые семейные отношения и опыт воспитания детей. У отца в первом брак тоже есть ребенок, и он поддерживает с ним отношения, сейчас ему 14 лет.
Работа проводилась следующим образом:
В анализе истории жизни внимание было акцентировано на следующие факты:
нарушенные детско-родительские отношения Н. со своей мамой. Ее отец рано ушел из семьи, отчим Н. был принимающим, заменил ей отца во многом, отношения у членов семьи с ним были теплые и принимающие. Утрата отца и дедушки была ударом не только для матери Н., но и для всех членов семьи.
С детства мать была очень строга, авторитарна, холодна к дочери, но при этом помогала ей в воспитании детей. Возможно, это было из за того, что Н. была не всегда внимательна к матери, импульсивна и резка. Терапевтическая деятельность была направлена на восстановление детско–родительских отношений с матерью Н., проживание утраты отчима, умение выражать любовь и принятие, доверять друг другу.
Отчим занимал главную роль в воспитании детей в детстве в семье Н., она не видела позитивной материнской модели воспитания, стремилась занять роль отца и мужчины в семье, не давая мужу полностью реализовать себя в качестве главы семьи.
Родители будущего приемного отца хорошо к нему относились, любили и принимали его, но В. сомневался, что они поддержат желание усыновить ребенка. Родители В. негативно отнеслись к идее усыновления, необходимо было помочь В. принять мнение родителей.
Терапевтическая работа была направлена также на опыт воспитания выросших детей и существующие отношения между детьми и родителями.
Были выявлены следующие риски:
Дети Н. не постоянно жили с ней, так как Н. переживала кризисные ситуации, ими много занималась мать. Соперничество и разный подход к воспитанию детей у Н.и ее матери стали причиной конфликта между женщинами.
Бабушка и мать не доверяли сыну и дочери, считая их безответственными, маленькими, это провоцировало детей на долгие попытки доказательства того, что они многое могут и самостоятельность. Сын ушел нарочито в армию, дочь рано проявляла интерес к молодым людям. Необходимо было помочь Н. эмоционально отпустить детей, помочь им отделиться, перестать опекать. Н. и В. должны были осознать, что с момента усыновления их семья с маленьким ребенком выделиться из большой семьи и начнет свою самостоятельную жизнь.
В воспитании сына Н. большую роль играл дед, который являлся для него авторитетом, и эмоционально близким человеком, который его поддерживал. Пока мальчик был в армии, дед скоропостижно умер. Родители не сообщили ребенку, и он не принимал участия в похоронах деда. Когда он узнал о смерти близкого человека, то очень обиделся на родителей, стал остро проживать утрату, тяжело заболел. Из-за болезни он демобилизовался, лечился в госпитале, нуждался в психотерапевтической помощи и восстановлении доверительных отношений с родителями.
С дочерью Н. была проведена работа по принятию матери такой, какая она есть.
Далее было рассмотрены семейные роли и отношения в семье Н.и В.
Была произведена оценка ролевого распределения и эмоциональных взаимоотношений и распределения ответственности между супругами.
Отдельная психотерапевтическая работа проводилась по проживанию утраты новорожденного ребенка Н. и В.
Цели подготовки и психотерапевтической работы были достигнуты, семья была подготовлена к обучению в Школе для замещающих родителей.
Оценка полученных результатов.
Школу семья прошла в марте – начало мая 2008 года.
По результатам Школы были даны рекомендации продолжить работу, связанную с нарушенными детско–родительскими отношениями с отцом и матерью Н., изменением семейных ролей и стратегии принятия всей полноты ответственности за все происходящее в семье со стороны Н.
Основным ресурсом родителей является зрелая осознанная родительская мотивация, ориентация на помощь и поддержку ребенку, позитивная динамика в процессе подготовки и готовность развиваться и работать над собой.
Всего было проведено 5 встреч со специалистом по социальной работе.
Выездов в семью до обучения – 1.
Во время обучения – 2.
Работа с психотерапевтом была начата во время во время обучения и проводилась параллельно.
С родителями было проведено 7 индивидуальных консультаций и 6 семейных психотерапевтических консультаций.
8 психотерапевтических консультаций с сыном Н. и 2 консультации с дочерью Н.
Дочь Н. участвовала в тренинге.
За время работы в Школе все риски были близки к разрешению и динамика отношений в семье была положительная.
Мальчик поправился. Отношения между членами в семье улучшились – теперь больше взаимопонимания и помощи друг другу. Девочка закончила обучение, после 18 лет имеет партнерские отношения, живет в семье будущего мужа. Н. стала спокойнее и проявляет знаки внимание и уважение к своей матери, на что ее мама реагирует позитивно. Семья готова к размещению приемного ребенка.
Сопровождение родителей на этапе размещения ребенка в семью.
В мае 2008 года семья начала подготовку документов для усыновления. Родители получили направление в органах опеки для знакомства с новорожденным мальчиком. Они ничего не почувствовали к нему, кроме сострадания, переживали эту встречу, винили себя. У ребенка предполагали гепатит С, родители переживали, что на самом деле они испугались этого диагноза и возможной смерти малыша. Необходимо было помочь им понять свои чувства и принять взвешенное решение.
Родители получили направление на маленького ребенка. Это третий ребенок одинокой матери со сниженным интеллектом. Первых двоих детей воспитывает отец. Ребенок родился недоношенным, с выраженной неврологией, родовой травмой, ортопедическими проблемами, выраженной задержкой в развитии
25 июня 2008 он был усыновлен в двухмесячном возрасте.
Сопровождение замещающей семьи после размещения.
План сопровождения семьи составляется после анализа ситуации:
- анализа рисков и ресурсов семьи в настоящий момент
- анализа рисков, которые были обнаружены во время размещения ребенка (с учетом или без учета рекомендаций специалистов был размещен ребенок, каким образом было принято решения, было ли оно совместным, страхи и опасения, понимание потребностей ребенка, наличие неоправданных ожиданий)
- готовность социального окружения семьи к размещению приемного ребенка
- особенности развития, состояния здоровья, личностного развития, истории жизни приемного ребенка
Был составлен план реабилитации и сопровождения семьи, ориентированный на потребности ребенка.
Первые несколько месяцев ребенок плакал и затихал только на руках, мог спать только рядом с родителями, нуждался в постоянном внимании и уходе, болел.
Семья постоянно поддерживалась и консультировалась со специалистами. Ребенок был осмотрен на второй неделе пребывания дома психотерапевтом. Даны рекомендации относительно плана его лечения, так как он родился недоношенный, то имел отставание в физическом развитии и эмоциональную незрелость, а также неврологическую симптоматику. Были даны контакты врачей и массажиста. Были разъяснены особенности ребенка и того что ему в первую очередь надо, рекомендации относительно режима дня, прогулок, отъезда на дачу и кормления.
Маме была оказана эмоциональная поддержка и сделан акцент на том, что она должна привлекать мужа и стараться отдыхать. Через 15 дней семья уехала на дачу, сделав ребенку курс массажа, полностью обследовав, получили рекомендации на будущее. До середины сентября они были на даче, ребенок заболел отитом, и им прошлось вернуться в город. Во время болезни родители вели себя разумно и рассудительно, получали поддержку от специалистов. В сентябре, октябре, ноябре посещались специалистом по социальной работе. Имели возможность задавать свои вопросы психотерапевту, что и делали. В октябре приехала мать Н. и активно включилась в помощь родителям.
В настоящее время наблюдается успешная семейная динамика. Родители рады, они много уделяют внимания ребенку, поддерживают друг друга и развиваются сами. Бабушка хорошо относится к внуку и очень любит его, помогает и может идти на компромисс. Дети Н. помогают и поддерживают.